Математика в школе. Ответ на письмо читателя.


Новое

№ 1221

Я учусь во втором классе неполной средней школы. В прошлом году я написала письмо с вопросами о математическом образовании в школах СССР. (Письмо читателя № 1504 1982 г. См. наш журнал № 2 1983 г.)

Большое спасибо за то, что Вы ответили на мои вопросы через журнал "Советский Союз сегодня". В этом году я продолжаю изучать отличия математического образования СССР и Японии. У меня к Вам просьба. Не могли бы попросить учителя московской школы № 91 Владимира Сапожникова ответить на следующие вопросы?

1. Какими предметами занимаются школьники:

а) 12-13 лет.

б) 13-14 лет.

в) 14-15 лет.

2. Порядок предметов.

(У нас в Японии школьники 12-13 лет учатся таким порядком:

а) положительная и отрицательная величина.

б) буква и уравнение.

в) уравнения первой степени и т.д.)

3. Сколько времени продолжается одно занятие в школе, и сколько раз в неделю проходят занятия по математике?

Преф. Гифу. Нанадо Михо (ж)


МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

 
На вопросы нашей юной читательницы Нанада Михо из префектуры Гифу (письмо №1504) отвечает учитель математики московской общеобразовательной школы №91 Владимир Сапожников

-Какова основная цель преподавания математики в школе?

- В каждом классе есть ученики, которые не любят математику. Но вряд ли среди взрослых людей можно встретить такого, который бы жалел, что занимался в школе этим предметом. Математика способствует формированию у человека логического мышления, развитию пространственных представлений, воображения, творческого подхода к любой проблеме. Знание математики, помогает ориентироваться в повседневной жизни, в сложных вопросах современного производства и техники.

Конечно, мы не хотим всех учащихся сделать математиками . Но заинтересовать ребят, дать им общее представление об основных разделах математики, научить легко обращаться с цифрами, мыслить абстрактно, свободно ориентироваться в справочной литературе - именно такую цель преследует преподавание математики в школе.

Ну, а тем, кто избирает точные науки своей профессией, школьных знаний по математике хватает для сдачи вступительных экзаменов в соответствующие институты.

- На что обращают особое внимание преподаватели на уроках?

- Всем ученикам на уроке должно быть интересно. А это возможно только в том случае, когда занятия превращаются в творческую работу. Особое внимание учитель обращает на развитие у учеников математических навыков. Необходимо научить ученика умению понять условие задачи, составлять различные методы ее решения.

Задачи должны быть занимательными, учить думать. Для их решения необходимо уметь пользоваться всеми своими знаниями , а не только недавно выученным разделом, уметь по малейшим признакам находить аналогию с другими разделами математики. Именно такие задачи и интересные способы их решения воспитывают у учащихся любовь к предмету и высокую математическую культуру.

Кроме того, очень важно научить ребят работать самостоятельно. Поэтому во время занятий, обычно один раз в неделю, мы проводим самостоятельные работы, в которых проверяем знания только что пройденного материала, и реже - контрольные работы, охватывающие уже целые темы. При этом самостоятельные работы мы составляем из задач типичных, аналогичных тем, которые уже решались на уроках раньше. Контрольные работы - это проверка максимальных возможностей ученика , где требуется использование всех его знаний. Именно в контрольных работах как раз и проявляется математическая культура ученика, его умение самостоятельно мыслить и работать.

- Как школьники занимаются математикой?

-Любой урок в советской школе длится 45 минут. Начинаться урок математики может по-разному: с проверки домашних заданий, с объяснения нового материала, с повторения пройденного и так далее. Домашнее задание проверяется также разными методами. Иногда кто-то из учеников объясняет, как он решил задачу, уравнение. Все остальные сверяют свои ответы, предлагают другие решения. Если задачи были сложными, можно взять на проверку тетради у нескольких учеников или же у всего класса. Решение этих задач может стать предметом следующего занятия.

Повторение пройденного тоже может проходить не одинаково. Например, несколько учеников получают специальные карточки с заданиями и начинают готовиться у доски или на месте. Одновременно другие с места отвечают на вопросы. Здесь же могут быть предложены различные короткие задачки на сообразительность.

В конце урока учитель обычно комментирует новое домашнее задание, которое, главным образом, должно закреплять полученные в классе знания. Для отстающих учеников учитель иногда проводит после уроков дополнительные занятия. Для одаренных ребят, интересующихся математикой, проводятся факультативные занятия, где они занимаются более сложными проблемами, которых нет в школьной программе.

- Какой учебник по математики используют школьники 12-13 лет?

- В 12-13 лет советские школьники учатся в шестом классе средней общеобразовательной школы. Именно с этого класса начинается углубленное изучение алгебры и геометрии.

До этого ребята знакомились лишь с общими понятиями алгебры, учились считать, пользоваться буквами, понимать формулы, составлять простейшие уравнения. В общем курсе математики они изучали и основы геометрии, понятия наглядного изображения.

Учебники математики для школ всей страны утверждаются министерством просвещения СССР. Разделы современного учебника "Алгебра. 6 класс" Ю.Макарычева, Н.Миндюка, К.Муравина посвящены числовым выражениям переменной, линейным функциям, прямой и обратной пропорциональности, действиям со степенями, многочленами, а также системам уравнений.

Из учебника "Геометрия. 6-10 классы" А.Погорелова шестиклассники узнают об основных: свойствах простейших геометрических фигур, признаках равенства треугольников, доказательстве сложных теорем, построении углов.

Всего в неделю в 6 классе четыре урока алгебры и два урока геометрии.