Отзыв на рукопись учебного пособия Добрынина Н.Ф. «Рассказы о внимании»


Новое

ОТЗЫВ

На рукопись учебного пособия Добрынина Н.Ф. «Рассказы о внимании»

 

            В условиях современного урока учитель сталкивается с многими сложными проблемами организации учебной деятельности учащихся. Одной из таких проблем является организация внимания учащихся на уроке, так как без внимания урок не возможен. Большинство учителей с проблемой организации внимания мало знакомы и пользуются в своей работе чаще всего интуитивными, стихийными, в большинстве случаев, не осознанными методами. А результаты этой работы бывают не всегда эффективными. Поэтому появление учебного пособия, где эта проблема освещалась, просто необходимо для учителей.

            Учебное пособие состоит из десяти рассказов.

            Первый рассказ «Внимание и труд» знакомит читателя с тремя видами внимания: непроизвольное, когда деятельность захватывает человека сама по себе, в силу увлекательности, занимательности или неожиданности; произвольное внимание, которое определяется наличием цели и волевыми усилиями, нужными для сохранения внимания. Автор показывает, что произвольное внимание возникает из непроизвольного в процессе труда, т.е. целесообразной деятельности; послепроизвольное внимание носит  целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Глава написана ясно и доходчиво, а ее вывод: развивая и поддерживая внимание, нужно помнить, что эта поддержка может быть утомительной, и поэтому умение переводить непроизвольное внимание в произвольное, а его в свою очередь в послепроизвольное – есть мастерство учителя.

            Рассказ второй «О понятии «Внимание» знакомит читателя с различными теориями внимания, которые выдвигались в истории психологии. Автор наглядно показывает, как наряду с приданием активности человеческой деятельности, не прекращались попытки представить эту деятельность полностью пассивной, механообразной, т.е. активность человеческого сознания противопоставлялась механическим повторениям. Все сводилось к попытке понять отношение материального к психическому. Только диалектический материализм дает ответ: психическое является особым свойством материи, не сводимым к другим его свойствам. Внимание не исключается из всеобщих закономерностей и в то же время не требует активной природы, выражая жизнь личности во всех ее проявлениях, как внутренних, так и внешних. 

            Эта глава чисто теоретическая, учителю необходимо познакомиться с ней главным образом с точки зрения познавательной, хотя читалась бы она с большим интересом, если была написана более популярно и была менее объемна.

            Третий рассказ – «Определения внимания». Здесь учитель получит не только теоретические знания о внимании, но и много практических советов, полезных для работы. Внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности, причем под направленность понимает избирательный характер этой деятельности, а также сохранение этого выбора, а под сосредоточенностью – не только углубление, но и устранение из внимания всего постороннего. Учитель получает следующие практические советы: 1) Направленность внимания необходимо сочетать с направленностью личности, т.е. внешним раздражителем можно лишь привлечь внимание учащегося, но удержать можно только интересным содержанием; 2) В своей работе также можно использовать два аспекта сосредоточенности внимания, при этом в обоих случаях не надо забывать  - для внимания требуется состояние возбудимое, но не чрезмерное.  

            Выделяется четыре категории причин внимания: 1) характер внешнего раздражителя, 2) соответствие раздражителя нашему внутреннему состоянию и внешним интересам, 3) соответствие нашему внутреннему опыту; 4) постановка сознательной цели. Умение учителя перевести внимание с объекта на деятельность с ним делает деятельность все более значимой. Из этого вытекает основная задача, стоящая перед учителем: в процессе учения нужно не только научить, помимо создания определенных навыков, необходимо подвести учащегося к открытию нового, раскрывающего незнакомые свойства в вещах и явлениях, которые он раньше не знал.

            В целом глава доступна для понимания, несколько растянута в размерах за счет ненужных пояснений, и совсем особняком стоят описания работ и взглядов некоторых психологов.

            Четвертый рассказ «Внимание и принцип значимости» дает возможность проследить четкую связь между значимостью и вниманием. Значимость является следствием наших потребностей, интересов, убеждений. Потребности делят на духовные и органические. Органические потребности свойственны человеку в любом возрасте и без удовлетворения которых жизнь будет неполноценна. Потребности духовные для человека имеют особое значение. Из них наиболее постоянными являются потребности в общении, познании и деятельности. Наряду с потребностями у человека на основе этих потребностей возникают интересы. Интересы рассматриваются с точки зрения проявления и содержания. В зависимости от обстоятельств интересы меняются, то они расширяются и углубляются, то задерживаются и ослабляются. Учитель должен помнить, что и интересы имеют непосредственное отношение к значимости, а поэтому связаны с вниманием, и этим руководствоваться в своей практической деятельности. Школа должна постоянно развивать познавательные интересы учащихся, при этом учитель не должен забывать, что преподносимые им знания и вырабатываемые навыки должны быть посильными, но не слишком легкими, чтобы школьник мог увериться в своих силах и возможностях. В школе развиваются потребности к общению и интересы, связанные с общением. Учитель получает ценные советы: общение в классе не должно быть пассивным, создание групп внутри коллектива, связанных одним интересом, если они не противоречат общей коллективности, надо поддерживать. Пионерская и комсомольская организация играют большую роль в жизни коллектива.

            Познавательные интересы, интересы общения и деятельности, в силу их значимости, являются причинами, вызывающими и поддерживающими внимание.

            В школьных условиях главенствующую роль играет внимание, направленное на развитие познавательной деятельности. Убеждения – фактор значимости. Убеждения являются результатом выработки мировоззрения. Мировоззрение связано с направленностью личности.

            Условия жизни и воспитания, условия общения и деятельности достаточно связываются на значимости для детей различных форм их поведения и внимания. Поступление в школу во многом меняет предыдущую значимость. Учитель должен помнить, что значимость его указаний в первые годы обучения не требует подтверждений, в подростковом возрасте значимость всего постоянно меняется и не носит порой устойчивого характера, поэтому требуется неоднократные пояснения, и только к юношескому возрасту увлечение доступным и творческим, а также товарищество приводят школьника и пониманию значимости труда и умению правильного построения общественных отношений.

            Глава доступна для понимания, содержательная, слишком растянута (много рассуждений), нет примеров.

            В пятом рассказе «Устойчивость и колебания внимания» освещаются два вопроса: продолжительность внимания и его пределы. Известно каждому на личном примере, что внимание может быть более длительным или кратковременным в зависимости от значимости объекта или явления, более интересно понято. Другое, - если они не значимы, есть ли пределы наших волевых усилий, чтобы на них удержать достаточно напряженное внимание. Различные опыты, приводимые в главе, наглядно показывают, что внимание может быть длительным, например, на уроке внимание может сохраняться около 40 минут, хотя учитель не всегда должен этим пользоваться, следует чередовать виды работы, чтобы не наступило утомление. Учитель должен всегда помнить, что чрезмерное усиление мотивации деятельности может оказаться вредным, а сознании значимости выполняемой работы дает лучший результат. На ряде примеров наглядно доказывается, что наше внимание связано с деятельностью и вне этой деятельности не существует. Перерывы во внимании при исполнении деятельности могут возникать в результате неинтересной работы, неудовлетворенности ею, утомления, а также при большой трудности или слишком большой легкости. В противном случае, если деятельность достаточно значимая для его личности, если выполнение ее нужно ему, доставляет удовлетворение, внимание человека не рассеивается и продолжение данной деятельности не требует пауз отдыха, хотя и здесь возможны некоторые колебания внимания. Все это учитель должен использовать в организации внимания школьников.

            Глава написана очень ярко и доходчиво, читается с большим интересом, содержит много наглядных примеров, и знакомство с ней несомненно поможет в практической работе учителя.

            В шестом рассказе «Динамика внимания» на основании наглядных экспериментов, проведенных со школьниками, делается вывод, что внимание в классе при очень напряженной деятельности может быть достаточно устойчивым в течение определенного времени, только меняется его концентрация, особенно в группе учащихся с низким вниманием. Это ставит перед учителем задачу больше обращать внимание на работу с этими учениками.

            Различные эксперименты показали, что небольшие колебания внимания, не мешающие продолжению работы, имеют место в деятельности не только школьников, но и взрослых. Следовательно, очень важные моменты в деятельности, требующие наиболее напряженного внимания, обычно сменяются менее напряженными, когда внимание сохраняется не в столь сосредоточенной форме. Из этого вытекает практический вывод для учителя: при построении урока надо выделять основное и вспомогательное, давая место последовательно и тому и другому. Умение в нужный момент облегчать внимание или переводить его в послепроизвольное. А иногда необходимо и вовсе прекратить данную деятельность или перевести ее в другую. Такой вид динамики носит название переключения внимания. При этом надо помнить, что нецелесообразно резко переходить от одной деятельности к другой, если первая деятельность еще занимает человека. Учитель должен убедиться, что старая работа перестала быть значимой, не занимает больше школьника, и тогда смена деятельности и переключение внимания не только не трудно, а, наоборот, - отдых. Частое переключение внимания тоже утомительно. Основной вывод для практической работы учителя: для организации работы лучшим образом необходимо умелое регулирование устойчивого и напряженного внимания при данной деятельности учащихся со сменой новой работой при создании интереса к ней.

            Различные эксперименты показали, что ошибки по невнимательности как у школьника, так и у взрослых объясняются недостатком организованности, очень интересная мысль – переключение внимания результат упражнений и организованности личности.    

            Глава содержит много полезных советов для работы учителя, доступна для понимания и читается с интересом.

            В седьмом рассказе «Распределение внимания», исходя из многочисленных наблюдений, делается важный вывод, что распределение внимания является результатом упражнений и может быть выработано каждым. Эксперименты показали, что выполнение двух работ (или нескольких), когда они становятся привычными, возможно и целесообразно. Учителя больше занимаются выработкой у учащихся устойчивости внимания и умения его переключать и меньше работают над распределением внимания. Умения распределять внимание необходимо не только ученику, но и учителю, например, при объяснении нового материала, при фронтальной работе в классе, при опросе и др. Распределение внимания является результатом упражнения, развития мышления, а также общей организованности личности. Глава написана очень ярко и занимательно, читается с большим интересом, и прочтение ее поможет в работе учителя.

            В восьмом рассказе «Объем внимания» наглядно доказывается, что объем внимания и распределение внимания далеко не всегда совпадают, так же как его нельзя смешивать с восприятием и кратковременной памятью. Под объемом внимания понимается то количество объектов, которое может быть воспринято при неподвижном восприятии. Количество воспринимаемых мгновенно объектов, если они не связаны друг с другом, невелико. Учитель должен помнить: когда излагаешь материал нужно сделать общий обзор, затем рассмотреть каждую часть отдельно, а затем объединить их в общее целое. При объяснении материала необходимо учитывать, что одни учащиеся воспринимают много, но чаще ошибаются, а другие воспринимают мало, но ошибок меньше, поэтому для одних, не усвоивших материал, повторять объяснение еще и еще раз, а для других излагать по частям, а затем соединять целое.

            Говоря об объеме внимания зрительного, необходимо остановиться на объеме слуховых восприятий. Выяснилось, что объем слухового внимания меньше зрительного внимания. Учитель должен знать, что ученики схватывают сразу не отдельные буквы, а целые слова и фразы, и при подаче материала выработать такой темп, который может быть принят каждым школьником, при этом приучая медленных к более быстрому темпу, а быстрых – к более спокойному восприятию предлагаемого материала.

            Объем внимания имеет существенное значение при необходимости быстро воспринимать много раздражителей, что свойственно многим профессионалам, например, артистам, летчикам, разведчикам и другим. Учитель должен помнить, что при правильном планировании урока, хорошей связи нового со старым, объем внимания достаточно велик, чтобы охватить в течение небольшого времени достаточное число нового, связанного с прежним. Рассказ читается с интересом, и его выводы найдут применение в работе учителя.

            Девятый рассказ «Внимание и воля» освещает вопрос о воспитании воли и внимания, устанавливает их взаимосвязь. Под влиянием потребности у человека возникает влечение к чему-нибудь. Влечения вызывают непроизвольное внимание, они всегда связаны с чувствами и являются причинами избирательности нашего внимания. Более важную роль играют в жизни стремления, они обуславливают произвольное внимание. Стремления разделяются на два класса: хотения и желания. Хотения выражают цель, но не выражают путь ее достижения, когда становятся известны средства для ее достижения, то мы имеем дело с желанием. Выполнение их и будет задачей воли человека. В процессе осуществления волевого действия можно отметить 4 периода:  1) обсуждение стремлений и оценка их; 2) принятие решений в зависимости от обсуждений и силы мотивов; 3) исполнение принятого решения; 4) проверка исполнения.

            Нужно помнить, что воспитание воли осуществляется путем воспитания внимания, а воспитание внимания происходит вместе с воспитанием воли. Одна из задач школы состоит в выработке у школьника активного, целенаправленного внимания, поддерживаемого сознательными усилиями воли. Привлечение чувств и самоконтроль может сыграть положительную роль для выполнения деятельности. Глава нужная, читается с напряжением, особенно пункты 1 и 2. Сложилось мнение, что ее можно сделать менее объемной за счет лаконичности изложения и при этом подобрать более естественные примеры.

            В десятом рассказе «Внимание и мышление» очень четко доказывается, что мышление тесно связано с вниманием.  Ведь в процессе мыслительной деятельности внимание производит выбор того, что является необходимым для понимания сущности явлений и вещей, что и отличает мышление от простого восприятия или невольных воспоминаний. Внимание направляется нашим сознанием на различные объекты и для полного познания начинаем их сравнивать. Простой вид сравнения – отождествление. Обычного полного тождества не получается и приходится учитывать и быть внимательным к тому, что одинаково, а что различно. Одной из важных сторон мышления является анализ, т.е. расчленение на части данного объекта или связи объектов. Дальше в процессе познания требуется синтез, т.е. объединение частей в одно целое. Анализом и синтезом пользуются при решении конструктивных задач по математике, на уроке химии и в обыденной жизни.  Очень важным процессом мышления является обобщение. Автор останавливается на двух видах мыслительной деятельности: рассудочной и разумной. Когда требуется общее познание, мы пользуемся рассудочной деятельностью и общими представлениями для обобщения вещей и отношений. При точном познании мы пользуемся уже понятиями, т.е. объединением на основе признаков общих, необходимых и достаточных для всех объединяемых вещей или отношений. Участие внимания при образовании понятия необходимо. Из понятия складывается разумное мышление. Основным процессом этого мышления является суждение. Суждения бывают четырех категорий: 1) связанные с единичными событиями или предметами; 2) устанавливающие сравнительную связь между предметами; 3) позволяющие открывать некоторые закономерности; 4) раскрывающие не только проявление определенных закономерностей, но и выясняющие их причины.

            Чем глубже наши суждения, тем больше наша мысль направляет внимание на сущность вещей. Под умозаключение понимается вывод нового суждения из прежних суждений. Умозаключение делится на дедуктивное и индуктивное. Учитель пользуется в своей работе ими постоянно.

            Исключительную роль в нашей жизни играет развитие сознательного мировоззрения, а следствием его высшая форма послепроизвольного внимания – творческое внимание. Глава представляет собой большой познавательный интерес, доступна для понимания, мало наглядных примеров.

            Польза учебного пособия несомненна, несмотря на недостатки (сложность изложения некоторых разделов, некоторые длиннота и повторения в рассуждениях, излишняя теоризация, мало наглядных примеров), которые легко исправить и которые компенсируются его достоинствами. Выход книги необходим как для самообразования учителя, так и для его практической работы.

 

 

(Сапожников В.М.)