Отчет о педагогической работе учителя математики Сапожникова В. М. за 1999 год


Новое

А) ГПУ СОШ №91 РАО г. Москва 121069, ул. Поварская, 14.

Б)

  13 лет 14 лет 15 лет 15 лет 16 лет 16 лет
8б
с углубл. изучением математики
9в
математический
10 
гумантарный
10в
математический
11 
естественно-научный
11в
математический
Алгебра и математический анализ   2 2 2   2
Геометрия 3 3 2 3 2 3
Факультатив     2      
Число учащихся 24 23 30 23 20 19
 

Итого 26. Еще по 3 часа математики в неделю в каждом математическом классе ведут студенты-выпускники нашей школы.

Программа математических классов разработана совместно с выпускниками нашей школы. Остальные программы - 8, 10, и 11 классов - разработаны мною с учетом специфики этих классов. (В письме 1999 г. о предоставлении программы не сказано, см. отчет 1997 г.)

В)

1. Присутствовал на конференции ISSEP в рамках программы "Профессиональные контакты" в МФТИ. Выступали акад. РАН А.А. Болибрух "Проблемы Гильберта и современная математика", чл.-корр. А.А. Берлин "Использование компьютерного эксперимента для анализа структуры и свойств конденсированных тел", чл.-корр. С.С. Гернштейн "Что такое цветовой заряд или какие силы связывают кварки", о работе физмат школы при МФТИ рассказывали ее преподаватели. Выступал у открытого микрофона: отметил, что с большим интересом выслушал научные доклады, они были доступны для понимания и полезны. Особенно хотелось обратить внимание на наглядность выступления А.А. Берлина, логичность А.А. Болибруха и юношескую увлеченность С.С. Герштейна. Что касается выступлений о работе физмат школы, то они носили формальный характер и были менее привлекательны. В целом конференция оставила хорошее впечатление.

2. Участвовал в работе секции М.М.О. ЦДУ РАН. "У нас в гостях редколлегия журнала "Квант" (Россия) и "Квантум" (США)". С большим интересом выслушал выступления: гл. ред. Акад. О.А. Осипьяна, д. ф.-м. н. В.М. Тихомирова и к. ф-м. н. А.И. Черноцуана, членов редколлегии д. т. н. А.Л. Страсенко, д. ф.-м. н. С.С. Кротова и др. В своем выступлении я отметил, что журнал "Квант" помогает мне жить. Журнал не только физико-математический, но и идеологический. Он не живет по принципу - дешевле купить, дороже продать, а остается доступным для пользования. Раз такой журнал существует, значит, жизнь продолжается и у нас есть перспектива впереди.

3. Присутствовал на секции М.М.О. ЦДУ РАН "Бурбаки". Ведущий д. ф.-м. н. В.М. Тихомиров. Все было очень интересно: содержательные доклады, поучительные истории из жизни "Бурбаков" и видеокассета с выступлением А. Картана. Я спросил В.М. Тихомирова, как развивалась бы математика, если бы она не пошла по двум направлениям: "Бурбаки" и В.А. Арнольд и др. (Гильберт и Пуанкаре). Вопрос был выслушан с большим вниманием и был дан обоснованный и логичный ответ. Семинар оставил очень глубокое впечатление.

4. Присутствовал на секции М.М.О. ЦДУ РАН. Семинар вел В.М. Тихомиров. "Перспективы и проблемы образования в России". С докладами выступали д. ф.-м. н. М.Х. Розов, к. ф.-м. н. И.Ф. Шарыгин, чл.-корр. РАО А.М. Абрамов. Выступления были содержательны и полезны. Выступал в прениях. Отметил, что в работе школы самое большое внимание должно быть уделено работе учителя. Надо дать ему спокойно работать и не мешать его творческой деятельности. Не проводить реформы ради реформ, а делать это обоснованно, не идти на поводу тех работников образования, которые заводят учебный процесс в тупик (необоснованно меняют программы, уменьшают число часов на основные уроки, вводят несерьезные новые предметы). Образованием должны заниматься компетентные и умные люди. Есть люди, которые заражаются идеей, не потому что она правильна, а потому что она нова, потому что она модна. У них есть результаты, только не по той причине, а вопреки. Лучше не делать скорых обобщений и теоретических выводов. В связи с этим хотелось бы отметить, что вопрос не только в том, насколько мы можем менять программы, а как мы можем их использовать в обучении. Я в своей работе никогда не гнался за новшествами, старался быть самим собой, и это давало мне возможность реализовать себя в качестве учителя математики. В школе у меня была всегда определенная свобода творчества.

5.Участвую в работе семинаров "Проблемы развивающего образования" под руководством д-ра психологических наук Эльконтина Б.П. Главная задача семинара - определение основной линии проектирования образования с сохранением преемственности системы Эльконина - Давыдова. Он объединяет психологов и учителей. На первом этапе обсуждался теоретический и практический опыт предметных курсов. Выступая на одном из семинаров, высказал такое мнение: например, математические результаты обычно носят прикладной характер, хотя были достижения, носящие чисто теоретический характер. А вот в психологии относительно некоторых теоретических разработок можно сомневаться найдут ли они практическое применение. Работа учителя стоится не столько на определенных теоретических положениях, а в основном опирается на его личные таланты в работе с учащимися. Способность гибко работать в любой ситуации на уровне чувствовать атмосферу класса, поддерживать ее или изменять в зависимости от ситуации, а не придерживаться определенных стандартов, даже если они соответствуют той или иной непререкаемой концепции. Любая идея даже хорошая, не всегда дает результат, если она превращается в догму. Большую роль играет в преподавании математики содержание обучения и знание психофизиологических особенностей учащихся.

6. Присутствовал на Давыдовских чтениях в президиуме РАО. Обсуждались теоретические и экспериментальные проблемы психологии: происхождение и развитие психики, идеи развития в психологии, соотношение теоретического и эмпирического мышления, развивающее образование и учебная деятельность школьников. Выступления были разнообразны как по форме, так и по содержанию: воспоминания соратников и учеников, научные доклады. Было очень грустно, что не было В.В. Давыдова. В своем выступлении я сказал, что к В.В. Давыдову я относился с большим уважением. Он много сделал для школы №91. Мне было всегда интересно общаться с ним. Он был личностью. Вступал в дискуссии с В.В. Давыдовым по вопросам обучения. Он умел выслушать собеседника и согласиться с ним в ущерб своему мнению, если это было правильно. Его смерть стала большой потерей для всех нас.

7. Систематически посещаю семинары И.Ф. Шарыгина. На них разбирают методические, математические и научные вопросы. Эти семинары дают возможность не только услышать очень содержательные доклады, но и познакомиться с манерой выступления различных лекторов и просто пообщаться с учителями математики. Стараюсь активно участвовать во всех семинарах, высказываю свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Семинары:

 

А) "О региональном экзамене в 9 классах" обратил внимание участников, что экзамен должен носить характер не столько контролирующий, сколько способствующих осознать учителю значимость геометрии в школьном курсе, дать этому предмету нужное направление, не забывая и индивидуальности учителя;

Б) обсуждение статьи В.И. Арнольда "Победное шествие антинаучной революции". Все участники семинара сошлись во мнении, что это статья актуальна и своевременна. Высказал мнение, что выступление В.И. полезно и глубоко научно. Хотелось, чтобы его высказывания по поводу значимости математики носили не столь абстрактный характер, а были бы конкретны, адресны и обоснованы. И были бы присланы не из "прекрасного далека", а высказаны лично в Москве компетентным людям - функционерам образования.

В) семинар "Об образовании в России". Продолжалось обсуждение семинара М.М.О. "Проблемы и перспективы математического образования". С сообщением выступил И.Ф. Шарыгин. Я сказал, что эти разговоры ничего не дадут. Учитель не защищен: меняется программа, уменьшается число часов на математику, проводятся ненужные тестирования, проверки (административные, региональные), вводятся стандарты образования. Во всем должен быть наведен порядок. С одной стороны, надо учителю дать творчески работать, с другой стороны, надо в образовании отказаться от местной чехарды и привлечь к работе в просвещении творческих одаренных и заинтересованных людей. Выступления И.Ф. Шарыгина содержательны и доступны. Семинары полезны.

8. Присутствовал на конференции "Профессиональные контакты" ISSEP. Были выслушаны лекции акад. РАН И.Н. Пономарева-Степнова "Ядерная энергия ХХI века", акад. РАН А.А. Петрова "Математические модели в экономике" и чл.-корр. РАН С.С. Герштейна "Эволюция звезд и вспышки сверхновых". Доклады были доступны для понимания. В своем выступлении у открытого микрофона я особо отметил С.С. Герштейна: каждый раз, когда его слушаешь, чувствуешь его необычный талант педагога и ученого. Выступление А.Р. Зильбермана было занимательно и поучительно, хотя носило всеобъемлющий характер. Думаю, что докладчик не должен забывать, что и другие люди имеют право на индивидуальность, которая им свойственна. Тогда бы его выступление было более близким для слушателей.

9. Выступал на Ломоносовских чтениях "Методические проблемы непрерывного математического образования" на подсекции "Математика" с докладом "Внутренние и внешние условия развития математических способностей".

10. Выступал на секции учителей математики в центральном округе. Учитель должен строить курс математики самостоятельно, а программа должна быть четкой, обоснованной и в основе обязательной для всех.

11. Получил приглашение о сотрудничестве с Комитетом Образования Государственной Думы.

Занимаюсь самообразованием (регулярно читаю журналы "Квант", "Математика в школе", "Соросовский образовательный журнал" и др.). Председатель методобъединения "Математики школы". Заместитель директора по организации научно-методической работы в школе. Сдал статью в журнал "Мир образования" под названием "Народное образование" - "Развитие творческих способностей на уроках математики". Работаю совместно с к. п. н. В.С. Юркевич и И.А. Левочкиной по теме "Диагностика и развитие творческих способностей у одаренных детей". Задачи: 1) диагностика интеллектуальных и творческих способностей у учащихся старших классов; 2) развитие творческих способностей; 3)оценка полученных результатов; 4) работа с математически одаренными школьниками; 5) развитие математических способностей.

Г) Опубликованы ранее в газете "Математика": билеты и задачи по геометрии для 9, 10 и 11 классов (обычных и математических); статьи "Некоторые психологические и психофизические черты математически одаренных подростков", "Научно-практичесие проблемы школьной психологической службы", "Внутренние и внешние условия развития математических способностей". Приняты для публикации в ООО "ОПУ и ИТФ" билеты и задачи по геометрии для 9, 10 и 11 математических, физических и обычных классов. Написана статья в журнал "Математика в школе" "Достоинства и недостатки в преподавании математики и пути их преодоления". Два раза выступал на телевидении в передаче "Доброе утро" на темы "О проблемах школы и учителей" и "О курьезах в математике". Участвовал в передаче на Би-би-си "О трудностях в работе с подростками". Давал интервью для газеты "Коммерсант" "О математических школах и их значении".

Была написана статья для образовательного журнала "Малыш". Была написана совместная статья с психологами "Об экспериментальном и математическом направлениях работы школы №91 РАО (настоящее, прошедшее и будущее). Вышли тезисы моего выступления на Ломоносовских чтениях в МГУ "Мотивация математических способностей". Для издания президиума РАО была написана статья "Работа с математически одаренными школьниками в старших классах". В журнале "Вестник памяти В.В. Давыдова" была напечатана статья "Его всегда ждали в нашей школе".

Д) Регулярно участвую: в проведении окружных олимпиад; в турнире городов; Московских математических олимпиадах в МГУ. Выступал перед родителями о работе математических классов в МГУ, награжден грамотой, организовал участие в научно-практической конференции школьников в Энерго-физическом лицее №1502 при МЭУ. Доклады по темам "Проблема нейронных сетей" Волков В; "Использование многослойного персептрона и парадигмы "Back Propagation> в задаче распознавания образов> Борисенко Г. , Герасюк А. Руководители Ермаков Н., Федоровский А.

Выпускники школы поступили учиться на мехмат, ВМиК, физфак МГУ, физтех, МИФИ и т.д. Ученики 91 школы активно участвуют в олимпиадах всех рангов, например, Волков В. занял 3-е место, Вайсман И. - 2-е место и Смирнов Я. - 3-е место на олимпиаде в МГУ. Успешно выступили на Соросовской олимпиаде: Сызранов С., Джосан О. И Смирнов Я. (3-е место на Соросовской олимпиаде). Способствовал проведения Соросовской олимпиады по естественным предметам. Провел самостоятельно олимпиады по физике и математике, где участвовало около 120 человек.

Е) Регулярно работают кружки по математике в 7-х и 8-х классов, проводится набор в 9-й математический класс (200 человек). 8-е - 10-е классы систематически выпускают математические газеты. Провожу сеансы одновременной игры по шахматам, в которых могут участвовать школьники и выпускники. Хожу со школьниками и выпускниками в лес с ночевкой. Ребята участвуют в спортивных и культурных мероприятиях. Ходят в театры, музеи, на вечера авторской песни, туристические походы, занимаются ночным ориентированием, участвуют в работе Интернета.

Ж) Про грант скажу так: сейчас беда школы не в том, что не хватает денег, а в том, что много людей занимается математикой ради денег. Но всегда находились учителя, которые работали с энтузиазмом при любых обстоятельствах, а если о тебе побеспокоились и выделили Соросовский гранд, то это полезно со всех точек зрения и за это огромное спасибо.

З) Реформа образования. Я думаю так: школа - ВУЗ. Отмена всяких курсов, тестирований и других процедур. Поднять уровень подготовки школы на солидную высоту. Школа должна давать знания учащимся, которые хотят по-настоящему учиться, а не быть местом, где школьники отсиживают время. Четко продумать программу школы по всем предметам, а не прибавлять или убавлять часы по отдельным дисциплинам. Дело не в том как назвать школу, - лицей, гимназия и т.д. - важно, чтобы она соответствовала духу времени и имела свое лицо. Школьным образованием должны заниматься высококвалифицированные профессионалы.

21.10.99
Учитель Сапожников