Отчет об опытно- экспериментальной работе |
Новое
|
ОТЧЕТ ОБ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ Обследование учащихся 10-го специализированного математического класса школы №91 г. Москвы (преподаватель Сапожников В.М.) проводилось с целью изучения индивидуальных особенностей мотивационно-эмоциональных характеристик старшеклассников, способных к математике. Для диагностики использовалась методика измерения мотивационного профиля личности А.Маслоу и личностный опросник, направленный на измерение эмоциональной сферы, разработанный Ч.Д.Спилбергером (STPI). Обследованная группа учащихся обнаружила достаточно устойчивый эмоциональный статус как при оценке своего состояния в обычной жизни, так и в условиях школьного обучения. Более того, на некоторых учащихся учебная ситуация оказывает определенное стабилизирующее воздействие в отношении их эмоционального самочувствия. Можно предположить, что такая стабильность эмоционального статуса, а также в ряде случаев его улучшение связано с повышенным интересом к процессу и результатам обучения. При диагностике индивидуальных особенностей мотивационной сферы выявилось, что самые высокие показатели в целом по группе имеются по шкале Др - творческая активность. На втором месте по величине идет показатель О - общение. Далее последовательно идут С -социальный статус, К - комфорт, Д - общая активность, П - поддержание жизнеобеспечения. Самый низкий показатель получен по шкале ОД -общественная полезность. Если просуммировать шкалы, относящиеся к потребительским мотивам (П, К, С) и сравнить с суммарным показателем шкал, характеризующих развивающие мотивы (Д, Др, ОД), то оказывается, что в целом по группе наблюдается незначительное преобладание потребительских мотивов над мотивами роста. Это несмотря на тот факт, что творческая активность занимает первое место в иерархии мотивов в данной выборке. Дело в том, что две другие составляющие развивающих мотивов - общая активность (Д) и особенно общественная полезность (ОД) оказываются на самом низком уровне. По шкале эмоциональности (по методике А.Маслоу) у всей группы испытуемых наблюдается преобладание стенического типа реагирования на эмоционально значимые ситуации. Этот результат определенным образом совпадает с результами исследования эмоциональности с помощью личностного вопросника Спилбергера, по которому получены данные о достаточно высокой эмоциональной стабильности данной выборки. Однако, по полученным нами данным в ситуации фрустрации стенический тип реагирования выявляется лишь у троих школьников . Остальные испытуемые по результатам методики характеризуются астеническим типом фрустрационного поведения. В этой связи интересно отметить., что по данным статистики такое сочетание стенической эмоциональности и одновременно астенического фрустрационного поведения крайне редко встречается среди молодежи, но в то же время имеет довольно высокий процент в среде пятиклассников. Это может свидетельствовать прежде всего о неумении управлять собой в сложных ситуациях. Возможно, в данном случае мы столкнулись с определенной специфичностью эмоциональных проявлений в группе испытуемых с яркими математическими способностями. Изучение мотивационно-эмоциональных характеристик в группе учащихся с ярким проявлением математических способностей позволило выявить следующее: Полученные данные позволили уточнить принципы индивидуальной работы с учащимися на уроках математики. Исполнители:
|